главная>>журнал>>финансовый менеджмент, обзор рынка инвестиций, налоговое планирование и контроль
Финансовый менеджмент, обзор рынка инвестиций,
налоговое планирование и контроль
Может ли предприниматель не платить НДС?
И.Ю. Мокрышев

Налоговый кодекс: что нового в НК,
и как нам это отзовется

Вопрос:  Распространяется ли на предпринимателей, действующих менее 4 лет, часть 2 налогового Кодекса, в части налога на добавленную стоимость?

Введение новых законодательных актов в сфере налогообложения всегда вызывает различные конфликтные ситуации и проблемы. Остановимся на одной из них.

Суть проблемы такова. 14 июня 1995 года в Российской Федерации был принят Федеральный  Закон  N 88-ФЗ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства», далее просто ЗАКОН. Целью которого, как вы понимаете, было содействие экономической активности населения страны, что бы та самая активность, в свою очередь, способствовала ходу рыночных реформ.

Одним из бонусов для субъектов малого предпринимательства, который дает ЗАКОН, является неизменность порядка налогообложения субъекта малого предпринимательства, действующего на момент его государственной регистрации,  если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями и если субъект зарегистрирован менее 4 лет назад (абзац 2 статьи 9 ЗАКОНА).

Как вы знаете, глава 21 налогового кодекса, регламентирующая порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на территории  РФ, включает в число плательщиков НДС с 1 января 2001 года, так же и предпринимателей без образования юридического лица. При этом, не подразделяя их по сроку регистрации, что понятным образом, создает менее благоприятные для них условия.

Примечание: Понятно, что, не смотря на то, что НДС уплаченный возмещается из бюджета, сумма налоговых платежей для предпринимателя возрастет, по крайней мере, на размер НДС с их добавленной стоимости (в большинстве случаев это наценка).

Почему речь идет только о предпринимателях, а не о всех субъектах малого предпринимательства, к которым относятся и юридические лица? Ответ прост, дело в том, что на момент принятия ЗАКОНА НДС уплачивали все юридические лица вне зависимости от статуса.

Что же делать предпринимателю в этой ситуации, если он зарегистрирован менее 4 лет назад: платить НДС или нет?

Очевидно, что часть 2 НК РФ, вводя для предпринимателей дополнительный налог, ухудшает положение субъектов малого предпринимательства, в данном случае предпринимателей. Действует ли здесь абзац 2 ст.9 ЗАКОНА? Вопрос весьма серьезный и требует всестороннего как юридического, так и экономического анализа. Займемся этим.

В первую очередь, выясним правовой статус этих двух нормативных актов: Налогового Кодекса РФ и Закона «О государственной поддержки субъектов малого предпринимательства».

В соответствии со ст.1 Налогового Кодекса РФ, законодательство РФ  о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Таким образом, законы в сфере налогообложения подчиняются нормам Налогового Кодекса и не могут противоречить его положениям. Отсюда следует, что если законодательный акт противоречит Налоговому Кодексу, то он не может применяться в целях налогообложения, так как к таковым не относится.

Коротко и ясно, если закон противоречит Кодексу, нужно руководствоваться только Кодексом.

Если же брать «разумную» сторону вопроса, то выходит следующее. В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, эта статья продолжает основное направление законодательства -  равенство перед законом. Если же предположить, что предприниматель, который зарегистрировался 1 февраля 2000 года,  может не уплачивать НДС, а предприниматель, зарегистрированный 1 февраля 2001 года, будет уплачивать НДС, на лицо - неравенство перед законом. Ведь один получает конкурентное преимущество, что противоречит, как Конституции, так и п.1 статьи 3 Налогового Кодекса, где определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Выходит, давая льготу одним предпринимателям, мы тем самым препятствуем возникновению новых предпринимателей. Получается, что, осуществляя один и тот же вид деятельности, новые предприниматели будут поставлены в менее выгодные условия, чем те, кто были зарегистрированы менее 4 лет назад. Абсурд какой-то.

Можно сделать заключение, что нет никаких оснований (ни юридических, ни экономических) утверждать, что предприниматели, зарегистрированные между 01. 01.1997 и 01.01.20001г. имеют право не уплачивать налог на добавленную стоимость.

Однако, если кого-то мнение автора не устраивает, то у предпринимателей, как у любого налогоплательщика, есть право обратится в суд для выяснения мнения третей стороны.

При этом необходимо отметить, что подобная ситуация имела место – в случае  с введением единого налога на вмененный доход. Она была разрешена следующим образом: в Закон «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства» была внесена поправка, ограничивающая действие абзаца 2 статьи 9 в отношении введения ЕНВД. Поэтому, можно прогнозировать аналогичное итоговое решение конфликтной ситуации и в отношении с НДС.

 

.


карта сайта | главная | о проекте |  новости | услуги | тренинги и семинары  | клуб | презентация
©2000 В.Г. Паршков, журнал P&P
E-mail: info@pplus.ru

www.pplus.ru